400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: vgapo@volganet.ru

Инклюверсариум современных образовательных практик в области организации образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

26 марта 2025 года состоялся единый методический день секций и подразделений регионального учебно-методического объединения педагогов, реализующих АООП «Инклюверсариум современных образовательных практик в области организации образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

В рамках ЕМД на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 3 города Волжского Волгоградской области» состоялся региональный научно-методический семинар: «Комплексность психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие качества инклюзивного процесса образования».

Организаторами семинара стали Ресурсный центр инклюзивного образования детей с задержкой психического развития МОУ СШ № 3, Ресурсный центр инклюзивного образования детей с интеллектуальными нарушениями ГКОУ «Волжской школы № 1» при  поддержке регионального (научно-методического центра инклюзивного образования ГАУ ДПО «ВГАПО». Активными участниками семинара были члены региональных методических объединений учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-тьюторов.

Ярким событием пленарного заседания семинара стало онлайн-выступление по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут как фактордостижения образовательного результата» Анны Александровны Ерёминой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и комплексной психолого-педагогической реабилитации ФГАОУВО «Государственный университет просвещения».

   

Презентационная сессия инновационных методов и подходов к организации учебно-коррекционного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидностью  и сессия открытых педагогических инклюзивных практик показали не только высокий уровень профессионализма педагогов, но и уместность, и значительность таких региональных событий  для  распространения положительного опыта работы  педагогов Волгоградской области.

На базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Волгоградская школа-интернат «Созвездие» прошел региональный научно-практический семинар «Организационно-методические основы реализации здоровьесберегающего режима для детей с ОВЗ и инвалидностью».

На мероприятии присутствовали учителя физической культуры  из государственных и муниципальных образовательных учреждений Волгограда и Волгоградской области, реализующих АООП.

На семинаре выступили: руководитель медицинской службы Григоров В.М. , методист ЛФК Кушнарёва О.В., учитель физкультуры Титовский С.Ю., учитель Каверина О.С. Вниманию членов регионального учебно-методического объединения учителей физической культуры был представлен   многолетний опыт педагогов и специалистов сопровождения ГБОУ «Созвездие» по   организации здоровьесберегающего режима для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях общеобразовательного учреждения, а также практические рекомендации по организации  образовательного процесса школьников с ОВЗ, организации и соблюдения здоровьесберегающего режима, комплексы подвижных игр, динамических пауз и физминуток.

Участники семинара смогли не только ознакомиться с примерами комплексного сопровождения обучающихся со стороны педагогического и медицинского персонала, но и принять участие в мастер-классах по дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной корригирующей гимнастике.

Высокую оценку семинару дал присутствующий на нем Анненков В.Н., к.п.н., профессор, завкафедрой коррекционной педагогики, физической культуры  и ОБЗР ГАУ ДО ВГАПО.

По завершению мероприятия для участников научно-практического семинара была проведена экскурсия по образовательному учреждению.

Площадки для проведения семинаров-практикумов радушно предоставили не только государственные казенные общеобразовательные учреждения, но и:  МДОУ «Детский сад № 13 Кировского района Волгограда», МОУ «Средняя школа № 99 имени дважды Героя Советского Союза А.Г. Кравченко Тракторозаводского района, МОУ НШ № 2 Ворошиловского района, Музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, ГАУ ДО Волгоградской области «Центр поддержки молодежных инициатив и детско-юношеского туризма».

Активными участниками мероприятия стали 420 педагогов, узких специалистов, заместителей директоров  государственных казенных, бюджетных и муниципальных общеобразовательных учреждений города Волгограда и Волгоградской области.

Современные технологии обучения детей с нарушениями слуха, зрения требуют от педагогов постоянного обновления знаний и профессионального роста. Учителям-дефектологам  (подразделение сурдопедагогов) был представлен эффективный опыт ранней реабилитации детей с нарушением слуха для подготовки их к обучению в обычной школе. Специалисты продемонстрировали  альтернативный вариант восприятия звуков и речи через костную проводимость и фонетическую ритмику, а также специальные методы и приемы  поэтапного развития слухового восприятия с помощью тактильного-вибрационного стимулирования. Коллеги поделились своим опытом работы с балансировочной доской бильгоу, технологией работы с бусинами, техникой «Миллефиори» как средствами реабилитации детей с множественными нарушениями развития.

Учителям-дефектологам (подразделение тифлопедагогов) были продемонстрированы инновационные методы, способствующие  созданию условий для полноценного участия слабовидящих и незрячих детей в образовательном процессе. Инновационные подходы помогают не только передавать знания, но и развивать умения и навыки, необходимые для успешной интеграции обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в общество. Коллеги поделились своим опытом организации инклюзивной практики для детей с РАС в рамках инклюзивного образования. Показанные мастер-классы по использованию игровых пособий, тифлоприборов,  нетрадиционного оборудования для развития ориентировки в пространстве вызвали положительные эмоции у участников семинара.

В ходе проведения семинара-практикума учителям начальной школы  были представлены формы организации  инклюзивного образовательного пространства, путем предоставления вариативных форм обучения и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья в формате тематических докладов и интересных мастер-классов.

Традиционная встреча методического сообщества учителей изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, реализующих АООП состоялась  в дни Эрмитажа в музее изобразительных искусств им. И.И.Машкова. С приветственным словом к участникам обратилась руководитель отдела инклюзии в музее Елена Лучкина,  подчеркнув роль музея в социализации детей с инвалидностью, поделилась опытом работы, рассказав о новых значимых проектах. Семинар был посвящен роли музея в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Тема объединила более 30-ти участников. Впервые слушателями стали педагоги из областной детской художественной галереи, детского сада № 279 г. Волгограда, МОУ ДЮЦ. Гостем заседания стала Ирина Яковлева, председатель регионального союза педагогов-художников. Ирина Валентиновна отметила важность выявления юных талантов среди обучающихся с ОВЗ, предложив принять участие детям и педагогам во Всероссийском изобразительном диктанте. Педагогическими находками поделилась Кузнецова М.А., учитель школы-интерната № 2. В создании школьного музея обучающиеся приняли непосредственное участие, нарисовав свою панораму Сталинградской битвы. «Масштабная прикладная деятельность очень увлекает детей, параллельно они открывают для себя новые исторические факты», — отметила Марина Альбертовна. Педагогическим опытом, раскрывающим особенности современных технологий на занятиях дополнительного образования, поделилась Роза Паршина, учитель рисования школы-интерната № 1. «Дети с удовольствием участвуют в виртуальных экскурсиях по ведущим художественным музеям России», — резюмировала Роза Рашатовна. По окончанию семинара все участники посетили экскурсию, посвященную живописи, печатной графике и керамике из фондов Эрмитажа.

С приветственным словом к заместителям директоров, советникам по воспитательной работе обратились Сафин Тимур Фадбирович, советник председателя Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение Первых» и Карташова Мария Сергеевна, заместитель председателя совета регионального отделения по стратегическому развитию и финансово-экономическим вопросам «Движения  Первых» Волгоградской области.

Участники семинара-практикума узнали о современных педагогических практиках организации образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного образования. Были представлены инновационные проекты, реализуемые в образовательных учреждениях, направленные на работу с родителями в рамках патриотического воспитания.

Вниманию присутствующих была представлена выставка проектов-победителей регионального  педагогического конкурса «Лучшая методическая разработка/образовательный проект психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

Проведены уникальные мастер-классы: от родителей «Солдатская обувь» в рамках реализация проекта «Музейный семейный клуб «Листая страницы истории…», ГБОУ «Созвездие» (Тельнова Л.А., Андреева Н.А.); мастер-класс в рамках проекта: «Вместе к памяти: Как семья и инициатива «Лица Победы» формируют уважение к истории», ГКОУ «Красноярская школа-интернат» (Серпокрылова С.А.); мастер-класс «Историческая правда. Реконструкция быта тружеников тыла во время Великой Отечественной войны», МКОУ СШ № 31 г. Петров вал (Герасименко С.В.).

С большим интересом участники мероприятия приняли в информационной беседе «Травля в подростковой среде», которую провела Кубанцева Анна Павловна, педагог-психолог, ведущий специалист отдела координации молодёжных программ и проектов ГАУ ДО ВО «Центр поддержки молодежных инициатив и детско-юношеского туризма».

В рамках семинара-практикума учителя трудового обучения поучаствовали в серии мастер-классов: «Использование приема мнемотехники на уроках сельскохозяйственного труда» Стрекаева Ирина Петровна, Квест по швейному делу «Секреты обыкновенного фартука» Супкарева Любовь Михайловна, «Флористические приключения: создаем мир красоты» Потапова Татьяна Александровна, «Пэчворк без шва: вдохновение в кинусайга»

Калинкина Ольга Владимировна. Педагоги Абраменко Оксана Владимировна, Чуркина Надежда Витальевна, познакомили педагогов с возможностями использования  нейросетей педагогами для создания адаптированных учебных материалов на уроках труда (технологии) обучающихся с ОВЗ.

Все семинары были подготовлены на высоком профессиональном уровне, прошли в доброжелательной, дружественной атмосфере понимания и уважения. Обсуждались актуальные вопросы, намечены перспективы дальнейшей работы по совершенствованию качества образования на 2025-2026 учебный год.

Выступающие бескорыстно делились бесценным опытом работы обучения, развития и воспитания обучающихся ОВЗ и инвалидностью в условиях современной специальной школы и школы инклюзивного типа. Участники мероприятий получили  положительные эмоции, выразили благодарность организаторам и желание продолжить педагогические встречи по актуальным темам.



← Вернуться к списку

ПАРТНЕРЫ АКАДЕМИИ