400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: vgapo@volganet.ru
На кафедре социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании подготовлено актуальное пособие по исследованию профессиональных дефицитов руководителей общеобразовательных организаций в рамках регионального мониторинга эффективности их управленческой деятельности. Мониторинг эффективности деятельности руководителей нацелен на выявление их профессиональных дефицитов в сфере осуществления трудовых функций, нормативно заданных профстандартом «Руководитель образовательной организации».
В пособии предложено возможное решение проблемы исследования профессиональных дефицитов управленцев в сфере общего образования с опорой на профстандарт руководителя образовательной организации. Причем под профессиональным дефицитом в пособии понимается состояние личностно-профессионального развития руководителя, когда он не может осуществить или осуществляет с ошибками трудовые функции управления.
Речь идет о профессиональных дефицитах руководителей, связанных с владением управленческими компетенциями в соответствии с обобщенной трудовой функцией «В» «Управление общеобразовательной организацией» профстандарта. При этом имеется в виду профиль нормативно заданных компетенций, который включает требования к руководителю, обусловливающие его способность осуществлять четыре трудовые функции. А именно: по управлению развитием общеобразовательной организации (В/03.7), по администрированию ее деятельности (В/02.7), а также по управлению образовательной деятельностью, предусматривающей создание и реализацию образовательных программ (В/01.7), и по управлению взаимодействием с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами (В/04.7).
Составители пособия исходят из понимания, что «ядро» управленческих компетенций образуют нормативно заданные трудовые действия, которые входят в структуру деятельностей по осуществлению трудовых функций, наряду с необходимыми знаниями и умениями и другими характеристиками ценностно-правового и профессионально-этического плана. Проявление у руководителя признаков владения / невладения указанными элементами деятельности по осуществлению трудовых функций управления выступает объектом исследования профессиональных дефицитов руководителей общеобразовательных организаций.
В качестве инструмента исследования профессиональных дефицитов предложены контрольно-измерительные материалы, организуемые для использования в форме диагностической работы. Структура диагностической работы выстроена в формате «тест → кейс → действие → условия». Она инвариантна и коррелирует со структурой деятельности по осуществлению трудовой функции: необходимые знания → необходимые умения → трудовые действия → другие характеристики (ценности, правовые основания, профессиональная этика).
Предложенные контрольно-измерительные материалы валидны относительно элементов, образующих структуру управленческих компетенций руководителей. С их помощью ожидается выявление динамики в эффективности деятельности руководителей и, как следствие, динамики качества функционирования и развития самих общеобразовательных организаций.
Диагностические работы не раз применялись в ходе повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций. Слушатели во время индивидуального выполнения диагностических работ отмечали их полезность для выстраивания стратегий личностно-профессионального развития на основе обнаруженных дефицитов, а также возможность использования в методической работе.
Пособие подготовлено согласно программе исследовательской лаборатории ВНОЦ РАО по изучению профессиональных затруднений работников образования в рамках выполнения дорожной карты реализации системы мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций Волгоградской области (2021-2022 гг.).