400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: vgapo@volganet.ru

Совершенствование методов и подходов к организации учебного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

22 января 2025 состоялся единый методический день (ЕМД) секций и подразделений РУМО педагогов, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Совершенствование методов и подходов к организации учебного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

В рамках ЕМД были задействованы 679 педагогов, узких специалистов, заместителей директоров государственных казенных, бюджетных и муниципальных общеобразовательных учреждений города Волгограда, Волжского, Михайловки, Ленинска и других населенных пунктов Волгоградской области дошкольного, школьного и дополнительного образования.

В соответствии с планом работы государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования», при методической поддержке регионального (научно-методического) центра инклюзивного образования кафедры коррекционной педагогики, физической культуры и основ безопасности и защиты Родины, в целях выявления успешных педагогических практик и повышения мотивации педагогов к непрерывному профессиональному развитию, поддержки творческой инициативы педагогов в рамках ЕМД прошел региональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка/образовательный проект психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

В мероприятии приняли участие 375 педагогов, реализующих АООП.

В публичном представлении конкурсных материалов II этапа Конкурса участвовали 64 лучших педагога из девяти секций и подразделений РУМО.

Заседания проходили в очно-дистанционном формате на базах государственных казенных образовательных учреждений, государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования», государственного образовательного бюджетного учреждения культуры высшего образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры».

Педагоги продемонстрировали современны методы и подходы в организации образовательного процесса, инновационные педагогические технологии, новые формы работы обучения, воспитания и коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ различной нозологии и инвалидностью.

Так, например, представленные методические разработки учителей-дефектологов (подразделения тифлопедагогов), направлены на различные аспекты работы с детьми, имеющими зрительные патологии. Учителя-дефектологи дали методические рекомендации, которые могут использоваться в практической деятельности тифлопедагога. Продемонстрированы эффективные методы и приёмы развития зрительного восприятия, сенсорных эталонов у обучающихся с нарушением зрения. Каждый участник конкурса внёс свою лепту в одно большое и общее дело.

Материалы спикеров семинара освещали различные стороны коррекционно-развивающей работы. Многие представленные материалы педагогических работников носили исключительно новаторский и самобытный характер, были разработаны на основе собственного многолетнего опыта взаимодействия с детьми и родительским сообществом.

Педагоги-психологи и социальные педагоги представили на Конкурс практико-ориентированные техники, которые способствуют развитию личностного роста обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, посредством направленной визуализации, создания символических образов, приёмов ИЗО деятельности и сказкотерапии, интерактивных игр, игр с водой, стимуляции самоанализа, саморегуляции, двигательной активности на доступном для обучающихся уровне помогают достижению поставленных целей и задач психолого-педагогического сопровождения, тем самым, создают основу для развития гармоничной, организованной и социально-ориентированной личности.

В конференц-зале института искусств и культуры объединились для обмена опыта учителя школ-интернатов, преподаватели школ искусств, методисты. Открыла мероприятие Мозговая Т.В., директор регионального методического центра ГОБУК ВО «ВГИИК». Татьяна Витальевна, сообщила присутствующим в зале и участникам находящихся дистанционно в онлайн, об использовании конструктора АДОП (разработанный ИКП РАО) и правилах работы с ним. В рамках семинара, участники Конкурса из Фролово, Калача-на-Дону, Волгограда, успешно защитили свои методические разработки. Так же, выступающие семинара подготовили сообщения о способах работы с семьями через изобразительное искусство и ДПИ.

Педагогическими находками поделились работники образовательных учреждений культуры о реализации инициатив в работе с общественными организациями и реабилитационными центрами. В завершении семинара, Лихачёва Людмила Евгеньевна, педагог дополнительного образования МОУ ДЮЦ Волгограда, рассказала об истории и роли тряпичных кукол в русской семье и провела мастер-класс по изготовлению народной куклы «Неразлучники».

В фойе института участники посмотрели студенческую выставку живописи и графики. «Очень понравилось совместное заседание в институте, интересные доклады, получили массу полезной информации, которая в дальнейшем пригодится в работе»- поделилась впечатлениями Карпова Вера Николаевна, учитель ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7».

Представленные конкурсные материалы соответствуют тематике семинара, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся с ОВЗ. Следует отметить достаточно высокий уровень мотивации педагогов и хороший уровень теоретической и практической подготовки по заявленным темам. Методические материалы собраны в панораму методических идей.

Итоги Конкурса будут подведены руководителями секций/подразделений РУМО, сотрудниками регионального (научно-методического) центра инклюзивного образования ГАУ ДПО «ВГАПО» и специалистами по учебно-методической работе центра непрерывного профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО «ВГАПО» и размещены на официальном сайте ГАУ ДПО «ВГАПО».

Региональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка/образовательный проект психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» — не просто соревнование, а уникальная площадка с возможностью безвозмездного обмена передовым опытом, рациональными идеями и эффективными педагогическими практиками.



← Вернуться к списку

ПАРТНЕРЫ АКАДЕМИИ