400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: vgapo@volganet.ru

XXIII международные педагогические чтения «Функциональная грамотность: вызовы, решения, эффективные практики», посвященные 80-летию Победы в Сталинградской битве, Году педагога и наставника в РФ и 200-летию К.Д. Ушинского

12 апреля 2023 года на базе МОУ «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда» состоялись XXIII международные педагогические чтения «Функциональная грамотность: вызовы, решения, эффективные практики», проведенные согласно Комплексу мер Волгоградской государственной академии последипломного образования в рамках объявленного в РФ Года педагога и наставника.

Организаторы: Волгоградская государственная академия последипломного образования, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда», Волгоградское региональное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь».

Организационная и научно-методическая поддержка: Комитет образования, науки и молодежной политики администрации Волгоградской области, Департамент по образованию администрации Волгограда, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоградский научно-образовательный центр РАО, Исследовательская лаборатория ВНОЦ РАО при ГАУ ДПО «ВГАПО».

Информационное сопровождение: региональный образовательный журнал «Учебный год».

Цель педагогических чтений состояла в консолидации научно-педагогического сообщества на решение проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся, привлечения историко-педагогического наследия и актуализации ресурсов системы образования для овладения обучающимися глобальными компетенциями «4К» и выработки читательской, естественно-научной, математической грамотности в условиях проведения Года педагога и наставника в РФ, повышения престижа и социального статуса педагогов, в т.ч. выполняющих наставническую деятельность в сфере формирования функциональной грамотности.

В педагогических чтениях участвовали ученые-методисты и преподаватели системы дополнительного профессионального образования и учреждений высшего образования, профессиональных образовательных организаций, учителя общеобразовательных школ из Волгограда и Волгоградской области, Самары, Краснодара, Ростова-на-Дону, из Казахстана, Белоруссии, Приднестровья.

С приветственным словом к участникам педагогических чтений обратилась ректор ГАУ ДПО «ВГАПО», профессор РАО, доктор педагогических наук, профессор Светлана Вячеславовна Куликова, подчеркнувшая высокую важность формирования функциональной грамотности обучающихся в соответствии с Федеральной образовательной программой, федеральными государственными образовательными стандартами во взаимосвязи с модернизацией воспитания в свете Указа Президента РФ В.В. Путина от 9.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (фото 1).

Участников приветствует С.В. Куликова

Модератором пленарной сессии выступила председатель Волгоградского регионального отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», зам. директора МОУ «Лицей № 8 «Олимпия» Волгограда» Людмила Петровна Макарова, к.п.н., засл. учитель РФ (фото 2).

За трибуной модератор Л.П. Макарова

С пленарными докладами выступили:

  • Розка Виталий Юрьевич, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании ГАУ ДПО «ВГАПО», канд. ист. наук, доц.;
  • Бобровская Людмила Николаевна, доцент кафедры естественно-научных дисциплин, информатики и технологии ГАУ ДПО «ВГАПО», канд. пед. наук, руководитель сетевой региональной площадки;
  • Болотникова Наталья Викторовна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании ГАУ ДПО «ВГАПО», региональный эксперт по функциональной грамотности;
  • Степанчук Николай Александрович, ст. преподаватель кафедры естественно-научных дисциплин, информатики и технологии», гл. специалист учебно-методического управления ГАУ ДПО «ВГАПО;
  • Кузибецкий Александр Николаевич, советник ректора и профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании ГАУ ДПО «ВГАПО», чл.-корр. МАНПО, канд. пед. наук, доц., засл. учитель РФ.

В докладе В.Ю. Розка проанализированы нормативно-правовые положения Федеральной образовательной программы среднего общего образования и соответствующие методические возможности формирования и оценки функциональной грамотности учащихся.

Формирование и оценку функциональной грамотности учащихся Л.Н. Бобровская охарактеризовала как условие полноценной реализации обновленного ФГОС основного общего образования.

Рассмотрению методов и приемов формирования и развития функциональной грамотности учащихся в ситуациях внедрения обновленного ФГОС среднего общего образования посвятила свой доклад Н.В. Болотникова.

Практику формирования естественно-научной грамотности учащихся проанализировал Н.А. Степанчук.

Доклад А.Н. Кузибецкого был посвящен функциональной грамотности учителя. Автор рассмотрел ее как системный целостный феномен, интегрирующий ценностно-смысловой и профессионально-деятельностный аспекты, характеризующий способности учителя с опорой на традиционные российские духовно-нравственные ценности осуществлять трудовые функции и педагогические деятельности согласно профстандарту «Педагог», формировать и оценивать функциональную грамотность учащихся.

По программе педагогических чтений работали 5 дискуссионных площадок: «Формирование функциональной грамотности учащихся и вопросы воспитания», «Потенциал уроков и внеурочной деятельности в формировании и оценивании функциональной грамотности обучающихся» (с 3 тематическими подсекциями), «Инструментарий мониторинга и оценивания функциональной грамотности обучающихся: эффективные разработки».

 Дискуссионная площадка «Потенциал уроков и внеурочной деятельности в формировании и оценивании функциональной грамотности обучающихся» (рук. Л.К. Максимов, д.псх.н., проф., засл. учитель РФ)

В онлайн-формате и заочно приняли участие ученые и практики систем образования Республики Беларусь и Казахстана. Участвовали профессора и преподаватели, методисты и учителя из Краснодарского, Пермского, Ставропольского краев, а также из Самары, Ростова-на-Дону и др. Были представлены Волгоград, Волжский, Урюпинск, Суровикино, а также Урюпинский и другие районы Волгоградской области.

Участниками педагогических чтений – в пленарной сессии и в работе дискуссионных площадок – стали более 350 человек, в том числе представители профессионально-педагогических сообществ, молодые педагоги, педагоги-наставники.

Педагогические чтения вызвали большой интерес в Волгоградском регионе и в соседних республиках и в регионах РФ.

По итогам педагогических чтений запланировано подготовить и опубликовать электронный сборник материалов, который будет размещен в РИНЦ.

 

Материалы



← Вернуться к списку

ПАРТНЕРЫ АКАДЕМИИ